Хороший маркетолог: обязанности и требования
Наше агентство сотрудничает со многими компаниями, у которых есть собственный отдел маркетинга или маркетолог в единственном числе. Можно с уверенностью сказать, что эффект от продвижения и командной работы зависит в большой степени от требований компании к своим внутренним специалистам. Ожидания руководства бывают завышенными, ведь невозможно быть «многоруким многоногом», который разбирается во всех разновидностях продвижения. Либо везде понемногу (и не факт, что качественно), либо узконаправленная специализация в чём-то одном.

Итак, маркетолог – это в первую очередь стратег и специалист, занимающийся продвижением услуг и товаров бренда/компании. Главная цель маркетолога – выстроить систему продаж компании (при тесном взаимодействии с отделом продаж), которая будет приносить организации прибыль.
Что маркетолог должен уметь делать в первую очередь
- Исследовать, анализировать рынок и конкурентов
- Сегментировать целевую аудиторию
- Разбираться в психологии продаж и знать основы брендинга
- Производить конкурентную отстройку, разрабатывать позиционирование, уникальное торговое предложение
- Уметь работать с системами аналитики, CRM
- Разрабатывать эффективную бизнес-стратегию (вывод новых продуктов с оффером для них, производить разбивку по продуктовой линейке, сужать тему в нише и т.д.)
- Ценообразование, составление медиаплана, утверждение рекламного бюджета с руководством, подготовка отчётности
Личностные качества, которыми должен обладать маркетолог
- Аналитические способности
- Навыки организатора и внутренняя организованность
- Внимательность и скурпулёзность
- Широкий кругозор
- Постоянное саморазвитие и освоение нового
- Креативный подход
- Инициативность
- Коммуникабельность
- Ответственность
- Гибкость мышления
- Стрессоустойчивость
Разновидности специалистов
Крупные компании могут позволить себе большой штат различных специалистов. Это могут быть должности и соответствующие им зоны ответственности:
- Бренд-менеджер: стратегия, направленная на узнаваемость и продажи бренда.
- Маркетолог-аналитик: маркетинговые исследования, отчёты, планы.
- Промоутер: организация и проведение промоушн-акций.
- Event-маркетолог: продвижение продукта в привязке к событию.
- Интернет-маркетолог: всё, связанное с диджитал – отслеживание трендов, выбор каналов, аналитика, стратегия.
- CRM-маркетолог: настройка, внедрение, использование и аналитика CRM-системы (веб-аналитика).
- Email-маркетолог: работа с email-сообщениями.
- Мессенджер-маркетолог: работа с сообщениями в мессенджерах.
- Директолог: работа с контекстной рекламой в Google AdWords, Яндекс.Директ
- Таргетолог: работа с таргетированной рекламой в соцсетях.
- Специалист по PR: функции пресс-секретаря, стратегия размещения в СМИ.
- Специалист по SMM: привлечение клиентов и увеличение количества продаж путём ведения сообществ в соцсетях.
- Контент-менеджер: создание и курирование контента.
- Комьюнити-менеджер: выстраивание коммуникации с аудиторией сообщества.
- Веб-разработчик: разработка сайтов и мобильных приложений.
- SEO-специалист: поисковая оптимизация сайта.
- SERM-специалист: управление репутацией в поисковых системах.
- ORM-специалист: создание положительного облика компании.
- Дизайнер: создание визуального представления и внешней оболочки продукта/сервиса.
- Видеограф: создание видео.
- Копирайтер: написание уникальных текстов.
- Специалист по неймингу: разработка запоминающегося названия.
Таким образом маркетинг – сфера довольно сложная, динамичная, требующая различных навыков и постоянного самосовершенствования. Маркетологом может быть человек со стратегическим мышлением и разносторонними интересами, стремящийся постоянно повышать профессиональный уровень и приносить пользу своей компании.
Опытный маркетолог-практик обязательно владеет несколькими компетенциями из списка выше и стремится максимально экономить бюджет своей компании. Однако если перед компанией стоит цель получения на выходе профессиональных продуктов, различными направлениями маркетинга и продвижения должны заниматься совершенно разные специалисты, а не один. Довольно накладно и практически нереально держать всех указанных специалистов в штате компании на зарплате.
Оптимальное решение в таком случае: командная работа с агентством на аутсорсинге, которое может предложить уровень специалистов федерального формата и максимальный эффект от вложений в продвижение. Именно таким агентством является РА Шоколад.