Маркетолог маркетологу рознь

Маркетологов сейчас очень много и все они позиционируют себя в качестве профи, которые умеют разбираться в продвижении товаров и услуг. Но более глубокое изучение проблематики показывает, что далеко не все маркетологи решают те задачи, которые ставят перед ними компании или бренды. Причина заключается в компетенции специалистов, ведь разные направления продвижения требуют различных специфических компетенций и опыта.

Маркетолог маркетологу рознь

За что отвечает маркетолог?

Маркетолог принимает решения, которые приносят компании новых клиентов и увеличивают прибыль. Его задача – работа с целевой аудиторией, формирование мнения о продукте или услуге, проработка лояльности аудитории. Бывает, что маркетолога путают со специалистом отдела продаж, однако маркетолог не взаимодействует напрямую с клиентами, он реализует стратегию коммуникации компании с клиентами – которая в конечном счете ведет к продажам.

Какие бывают маркетологи

Внутри направления «маркетинг» есть довольно много разных профессий. Их задачи сильно различаются между собой.

Корпоративный маркетолог

Специфика работы отделов маркетинга в крупных компаниях – узкая специализация отдельных сотрудников, но также поощряется перемещение специалиста из одного отдела в другой для увеличения компетенций и получения нового опыта, то есть горизонтальная карьера. Задача маркетолога в крупных корпорациях – обеспечивать поставленные руководителями задачи: коммерческие и брендовые KPI («key performance indicators» – ключевые показатели эффективности) и реализацию бренд-стратегии.

Маркетолог-экономист

Решает вопросы ценообразования, следит за ценами на рынке, ростом и снижением спроса и предложения, составляет экономическую стратегию продукта, чтобы рационально использовать имеющиеся ресурсы.

Маркетолог-аналитик

Занимается сбором данных и анализом, проводит маркетинговые исследования рынка и рыночных условий, определенной ниши/отрасли и услуг/товаров, конкурентов и поведения потребителей. Он использует в своей работе математические и статистические методы, а также базы данных. К примеру, можно пользоваться данными крупной исследовательской компании «Нильсен», которое собирает статистику от всех крупных ритейлеров, проводит оценку отрасли и определяет всех её участников, лидеров ниши, наиболее продаваемые товары и прибыльные направления. Задача маркетолога-аналитика – отвечать на вопросы: какие продукты или услуги продавать, кому продавать и по какой цене. Данные исследований он использует для определения целевой аудитории, разработки позиционирования, стратегий продвижения и отстройки от конкурентов.

Трейд-маркетолог

Повышает конкурентоспособность компании и укрепляет ее позиции на рынке. Совершенствует коммуникационную политику, увеличивает уровень осведомленности о товарах и услугах. Взаимодействует с инвесторами и партнерами и ускоряет принятия решений о покупках. Занимается тем, что происходит в торговых точках, следит за динамикой продаж (что происходит в зависимости от изменения цен, позиционирования бренда, расположения товара на полках и др.).

Продакт-маркетолог

Занимается полным циклом продвижения конкретного продукта. Формулирует его ценности и позиционирование на рынке. Продакт-маркетолог доносит преимущества продукта до целевой аудитории, а продакт-менеджер развивает сам продукт. Продакт-менеджер (в отличие от маркетолога) исследует рынок, как и экономист, но в первую очередь анализирует не цену, а продукты – товары или услуги. Определяет запросы и потребности потенциального потребителя – каким образом продукт будет удовлетворять эти потребности.

Performance-маркетолог

Следит за цифрами на рынке, анализирует показатели и на основе полученных данных решает, как повысить показатели продукта.

Event-специалист

Занимается разработкой концепций и сценариев для различных мероприятий, занимается организацией промоакций и различных программ продвижения в виде конкурсов, розыгрышей, акций и дегустаций. Он следит за каждой мелочью, чтобы мероприятие прошло успешно. BTL-менеджер — это специалист, который работает вживую напрямую с клиентом. И если event-специалист организует мероприятие, BTL-менеджер в рамках этого мероприятия контактирует с его участниками, сопровождает весь путь до момента покупки продукта.

Бренд-менеджер

Эта зона компетенций – одна из функций маркетинга, которая управляет брендом и использует различные методы для увеличения воспринимаемой ценности бренда. Эффективное управление брендом помогает увеличивать цены, повышать узнаваемость компании, формировать лояльность по отношению к бренду, выявлять и адаптировать новые продукты и позиционировать бренд на рынке.

Бренд-маркетолог

Повышает узнаваемость продуктов на рынке и уровень доверия потребителей. Работает в связке с бренд-менеджером: менеджер формирует эмоциональные ценности компании, а бренд-маркетолог занимается их продвижением. Также бренд-маркетолог тесно взаимодействует с партнерами компании, рекламными агентствами и СМИ и контролирует лояльность аудитории.

Бренд-стратег

Отвечает за создание и развитие бренда. Он отлично разбирается в рынке, понимает психологию людей и их мотивы, в совершенстве владеет пониманием, как работают различные инструменты продвижения – и на основе этого он разрабатывает эффективные стратегические решения.

Интернет-маркетолог

Занимается продвижением товаров и услуг в интернете, использует различные методы и платформы для контакта с аудиторией: веб-сайты, соцсети, интернет-реклама. Помогает проводить онлайн-исследования: определяет сегменты целевой аудитории с их особенностями и потребностями, анализирует сайты компани-конкурентов и их стратегии онлайн-продвижения. В небольших компаниях интернет-маркетолог сам занимается настройкой контекстной рекламы и разбирается в том, как продвигать товар с помощью таких инструментов, как «Яндекс.Директ» или Google.Adwords. К интернет-маркетологам порой относят и SMM-менеджеров, то есть специалистов по продвижению продукта в социальных сетях. Также к интернет-маркетологам причисляют таргетологов – специалистов по настройке таргетированной рекламы в соцсетях.

SMM-маркетолог

Продвигает компанию в социальных сетях, анализирует активность пользователей, повышает охваты опубликованных материалов, количество подписчиков и узнаваемость бренда. Чаще всего SMM-маркетолога называют SMM-менеджером.

Email-маркетолог

Занимается созданием электронных писем, списков адресов электронной почты, работая как с привлечением потенциальных клиентов с помощью письменных сообщений, так и прорабатывая лояльность текущей аудитории проекта. Грамотные методы рассылки повышают узнаваемость бренда и закрепляют за ним место на конкурентном рынке.

Digital-стратег

Занимается разработкой стратегий маркетинговых кампаний в онлайне. Этот специалист обладает как техническими компетенциями, так и одарен творческими способностями. Он является новатором и выявляет тенденции на рынке до того, как она достигнет пика. Поэтому его идеи используются для разработки масштабных маркетинговых стратегий, которые становятся лидерами на рынке. Диджитал-стратег создает мультиканальный действенный план из всех маркетинговых каналов и платформ в цифровом пространстве, который затем успешно реализуется для задач продвижения продукта или услуги.

Контент-маркетолог

Разрабатывает контент-план материалов для продвижения бренда. Подбирает инфоповоды и площадки для публикаций, являясь аналитиком данных – действуя в рамках единой цифровой стратегии маркетинга компании с задачей взаимодействия с целевой аудиторией. Его могут спутать с контент-менеджером, который отвечает за подготовку материалов и контроль их выхода, но поле ответственности маркетолога — идея и стратегия. Контент-менеджер при этом создает интересный и увлекательный контент, рассчитанный на потребности целевой аудитории проекта. Контент либо отвечает на вопросы аудитории, либо помогает решать какие-то проблемы.

PR-специалист

Отвечает за каналы связи с аудиторией и взаимодействие с ней в этих каналах, создавая и поддерживая благоприятный общественный имидж компании или бренда, сообщая о программах, достижениях или точках зрения. Он организует взаимодействие со СМИ, а также пресс-конференции. Может выполнять функции копирайтера, создавая пресс-релизы мероприятий, а также тексты выступлений для руководителей организаций. Эти специалист также занимается публикацией информации, опровергающей или сглаживающей негатив. В кризисных и чрезвычайных ситуациях они берут на себя общение с аудиторией.

Может ли один человек обладать всеми вышеперечисленными компетенциями

Компетенциями – да, однозначно, может. Но занимая должность в крупной организации с огромным фронтом работ весь цикл маркетинга невозможно осуществлять в одиночку. Именно поэтому наиболее компетентные маркетологи занимают в крупных компаниях руководящие должности, занимаясь аналитикой и разработкой стратегий продвижения и позиционирования, а менее опытные коллеги успешно решают операционные и тактические задачи.

Для малого бизнеса весь пул вышеперечисленных задач малоактуален и в основном достаточно компетенций в нескольких направлениях маркетинга, которые также вполне успешно может осуществлять один специалист. При этом важнее человеческий фактор и желание работать на результат.

Маркетологи-фрилансеры, имеющие компетенции в каком-либо одном направлении деятельности, не могут заниматься полноценным продвижением брендов или компаний, потому что обладают довольно узким видением и предлагают бизнесу решения только в рамках своих компетенций (выбирая, к примеру, только какой-то один канал коммуникаций для продвижения). Но они вполне успешно могут продвигать небольшие направления (к примеру, ногтевой сервис) – в рамках одной знакомой им платформы, которую преимущественно предпочитает целевая аудитория проекта.

Вывод: маркетолог – это довольно сложная и многогранная профессия. Она помогает всегда быть в интеллектуальном тонусе, следить за современными тенденциями и постоянно развиваться. В области маркетинга невозможно выучить всё, потому что сама сфера постоянно меняется и в ней каждый день появляется что-то новое. Эта профессия всегда будет актуальна, потому что разновидности рекламы, подходы и ситуация на рынке всегда будут меняться. А там, где есть изменения – всегда нужны нестандартные способы продвижения и адаптация продуктов и брендов под текущие реалии.

Похожие записи